Главная Карта сайта E-mail
 

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 9

Дошкольное отделение

 
тел.: 8 (499) 727-05-40

Кризисы детского возраста

 

 Кризисы детского возраста 

 

 

 

                                 КРИЗИС 3-х ЛЕТ

Послушный трёхлетка – явление такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток. К тому моменту, как ваш малыш соберётся отмечать свой третий день рождения (а ещё лучше, на полгодика пораньше), полезным для вас будет знать весь «букет» признаков, по которым определяют наступление этого кризиса. Во внешнем поведении возрастной кризис обнаруживается как непослушание, упрямство, негативизм, строптивость и т.д.

 

                                 Негативизм

В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что говорят. Ребёнок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребёнок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент он не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он защищает своё «я».

                                Упрямство

Высказав свою точку зрения или попросив о чём-то, маленький трёхлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже не очень, или вообще давно расхотел.

                               Строптивость

Строптивость, в отличии от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребёнок недоволен всем, что ему предлагают.

                           Своеволие

Маленький своевольный трёхлетка принимает только то, что он решил сам и задумал тоже сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребёнка. Нетрудно догадаться, что такое поведение вызывает конфликты и ссоры с окружающими.

                              Обесценивание

Обесценивается всё то, что раньше было интересно, привычно , дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка – противной, родители злыми. Ребёнок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения ), сломать любимую игрушку или порвать книжку(обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам)

                             Протест-бунт

Характеризуется словами «Ребёнок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.»

  

Что делать родителям, чтобы помочь ребёнку пережить кризис трёх лет.

 

 

Кризис трёх лет относится к числу самых острых. Ребёнок хочет отделиться от родителей, осознаёт своё «я». Самостоятельность, активность ребёнка возрастают и если новые отношения с ребёнком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребёнка возникают кризисные явления. 

Твёрдый распорядок  позволит свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребёнка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Это возраст повторений, ребёнку нужно терпеливо и настойчиво показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.

 Однако в сложных ситуациях даже понимание может оказаться недостаточным, чтобы справиться с капризами и скандалами. Поэтому лучше  подготовиться заранее:

1)   «Спокойствие, только спокойствие». 

     Основные проявления кризиса, тревожащие родителей, обычно состоят в так называемых «аффективных вспышках» - истериках, слезах, капризах. Кто-то привык просто игнорировать такие всплески или реагировать на них  по возможности спокойно. Данный способ очень хорош, если… он срабатывает. Однако найдётся немало малышей, способных «биться в истерике» подолгу, и мало какое материнское сердце выдержит эту картину. Поэтому полезным может оказаться «пожалеть» ребёнка: обнять, посадить на колени, погладить по головке. Работает данный способ обычно безотказно, но злоупотреблять им не стоит. Ведь ребёнок привыкает, что за его слезами и капризами следует положительное подкрепление. А привыкнув, он будет использовать эту возможность получить дополнительную порцию ласки и внимания. Лучше всего начинающуюся истерику останавливать простым переключением внимания. В возрасте трёх лет малыши очень восприимчивы ко всему новому, и игрушка, мультик или предложение заняться чем-то интересным может остановить конфликт и сберечь ваши нервы.

2)Методом проб и ошибок

Три года -это развитие самостоятельности, первое понимание того, «что я из себя представляю и значу в этом мире». Это закладывается именно сейчас -путём проб, достижений и ошибок, но на ваших глазах. НО для этого вы сами должны увидеть в вашем малыше самостоятельного человека, который имеет право идти своим путём и быть понятым. Было установлено, что если родители ограничивают проявления независимости ребёнка, наказывают или высмеивают его попытки самостоятельности , то развитие маленького человека нарушается: и вместо воли , независимости формируется  обострённое чувство стыда и неуверенности. Конечно, путь свободы –это не путь попустительства. Определите для себя границы, выходить за рамки которых ребёнок не имеет права.

3)Свобода выбора

Право на собственное решение – один из основных признаков того, насколько свободным он чувствует себя в той или иной ситуации. Малыш на всё говорит «нет», «не буду», «не хочу»? Тогда и не заставляйте его, а предложите ему выбор: рисовать фломастерами или карандашами, гулять во дворе или в парке, есть из синей или зелёной тарелки. Вы сбережёте нервы, а ребёнок получит удовольствие и уверенность в том, что с его мнением считаются.

             ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

- Кризис может начаться с 2,5 лет, а закончиться в 3,5-4 года. Постарайтесь выбрать правильную линию своего поведения, станьте более «гибкими», расширьте права и обязанности ребёнка.

- Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь ( по возможности ) в дела ребёнка, если он не просит.

- Помните, что ребёнок испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром запретят и вечером. Проявите твёрдость, установите чёткие запреты. Запретов не должно быть много, и этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы мама с папой).

- Помните, что ребёнок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой ( если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего будет такой же)

- При вспышке упрямства, попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное

- Когда ребёнок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, пока ребёнок успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.

- Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребёнок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по очереди-ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание и т.д.

- Для благополучного развития ребёнка желательно говорить, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться всё сделать самим за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.

- Любите ребёнка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный!

 

Списки (обновленные)
 Выпускные балы
 Заключительная танцевальная аттестация
 Танцевальная аттестация (суббота)
 Расписание весенних праздников

Наше Лукоморье!

Удовлетворены ли Вы качеством образовательного процесса в детском саду?
Ответить
Copyright 2014 © detsad1374.ru